Вырубка деревьев в Ульяновском лесопарке со стороны Ново-Переделкино началась 1 марта. Активисты и участники рабочей группы района Ново-Переделкино сообщают о многочисленных нарушениях. 4 марта на место должен был прибыть Мосгосстройнадзор. 

7 марта жителей приглашают на встречу

Данный текст опубликован в Телеграм канале Михаила Хазина, российского экономиста, публициста, блоггера, теле- и радиоведущего. Автор Дмитрий Долгопятов.

Как московские власти попали в цугцванг и подставили весь правящий класс

В Москве набирает силу конфликт вокруг автодороги Солнцево-Бутово-Видное. Начиналось всё так, как сейчас уже не выглядит необычным: московские власти подготовили проект, отрекламировали его как дублёр МКАД и провели через жилой район. Это сразу, с 2015 года, спровоцировало гражданскую активность, а в конце 2018 в районе Ново-Переделкино распоряжением главы управы была создана Рабочая группа с широким участием жителей.

Её участники активно сотрудничали с Москомархитектурой и вообще всеми, выдвигая предложения по минимизации экологического и транспортного ущерба от проекта, который получился крайне неудачным. С содержательной частью и всеми перипетиями можно ознакомиться на сайте https://www.нашлес.рус/, отметим лишь ключевые моменты. Во-первых, предложения жителей получили поддержку на экспертном уровне в самом Институте Генплана Москвы. Во-вторых, трассировка СБВ проходила прямо по местообитаниям краснокнижных видов, уничтожение которых запрещено федеральным законодательством. Т.е. проект нужно было менять в любом случае, иное в рамках правового поля невозможно.

Осенью 2019г. подрядчик по ещё не выставленному на тендер контракту попытался начать вырубку в Ульяновском лесопарке. Однако усилиями жителей ситуацию удалось частично вернуть в правовое поле: до получения разрешения вырубка (но не стройка!) была прекращена. И тут же проект получает отрицательное заключение экспертизы, с замечаниями главным образом по части природоохранных разделов.

Вместо реальной работы, пауза, затянувшаяся почти на полтора года, была использована для организации чисто бумажного прикрытия. Чтобы продавить проект через экспертизу, выпустили некое заключение Комиссии по Красной книге Москвы, содержащее копипаст одного из разделов проекта и приписку: считаем возможным согласовать. Согласование проектов в полномочия Комиссии не входит, но повторная экспертиза ссылается именно на это заключение и пропускает проект, оставшийся практически без изменений. Разумеется, никто не виноват. Комиссия не виновата, потому что не знала про краснокнижников и вообще у неё нет полномочий, а Экспертиза не виновата, потому что Комиссия согласовала. Но жители начинают что-то подозревать.

С 1 марта продолжили даже не рубить, а истерически крушить лес, причём под прикрытием 2-го специального полка полиции и аж шести автозаков. На что рассчитывают, совершенно непонятно. Лес вырубить успеть, конечно, можно, а вот построить дорогу – нет, и нормативные сроки ответов на обращения всё равно наступят.

Жители к этому времени подготовили подробное заключение с указанием выявленных нарушений законодательства, которыми сопровождается реализация проекта, не поддавались на провокации и продолжали спокойную работу по разъяснению юридической стороны вопроса. Очередное совещание Рабочей группы, с участием представителей различных структур власти и подрядчика по госконтракту, показало: сохраняющиеся проблемы с законностью оказались неожиданными и для тех, и для других. На вопрос о предложениях по остановке беззакония ответом была гробовая тишина, сменившаяся невнятными объяснениями, почему к каждому контрагенту в отдельности вопросов быть не должно.

Московские власти, таким образом, оказались в ловушке. Продолжить работы – значит вершить беззаконие и заставлять полицию его прикрывать, причём долго. Если их прекратить, сейчас уже получится, что они прогнулись. Чем дальше, тем труднее будет преподнести эту историю как пример конструктивной работы с населением. Ситуация усугубляется тем, что жители, проведя адскую работу с органами власти, успели получить от них широкую публичную поддержку, в том числе, например, от депутата Государственной думы Саблина[пост] (которого за язык никто не тянул, но у него выборы), а также личное обещание мэра Собянина[пост] разобраться.

Уникальный случай, когда люди объективно оценивают действия власти и долго и терпеливо с ней работают, можно было использовать с колоссальным репутационным выигрышем. Требовалось всего-то немного изменить трассировку и конфигурацию развязок на не самом важном участке дорожного строительства. Не будь дураками, всем бы рассказывали, в какой сложный проект внесли изменения по просьбам жителей. Скажу даже вещь крамольную и циничную. Одного случая Рабочей группы по СБВ хватило бы, чтобы 10 лет всем остальным активистам на него пенять, прикрывая отказ под надуманными предлогами. Догадайтесь хотя бы пожертвовать пешку ради ферзя! Но нет, и выгода теперь уже вряд ли возможна, а градостроительная проблема превратилась в политическую.

Тем не менее, если сейчас остановить работы и пойти на уступки, ещё можно всю ответственность переложить на какое-нибудь ведомство или даже отдельных лиц, если их посадить. Рабочая группа, добивающаяся результата, а не крови, помогла бы сгладить впечатление от случившегося конфуза. Однако пока одна глупость сменяет другую, и ситуация развивается по худшему сценарию.

Последствия от такого упорства в глазах обывателя неминуемо распространятся на всю власть в целом. И не вызывает сомнений, что специально обученные блогеры завалят все социальные сети сообщениями типа: "Этопутинихназначил", "это путинихприкрывает", "этовсёединаяроссия". Оно нужно власти в год выборов?

Последствия эти будут тем более тяжёлыми, что жители полностью разбили чиновников в информационном поле. Вообще-то люди, проживающие на данной территории, имеют право требовать учёта их интересов при реализации проектов, которых раньше не было. Здесь же речь идёт о соблюдении хотя бы закона. Результат для жителей оказался не зависящим ни от содержательной стороны предложений, ни от законов Российской Федерации, ни от внимания руководителей высокого уровня.
Плевок чиновников, в результате, попадает не в тех, кто возбуждается на берлинских пациентов и всегда с чем-нибудь несогласен, а именно в целевой электорат. Навешать ярлыки на этих людей не получится. Возможностей передавить жителей района Ново-Переделкино больше чем нужно, но такой сценарий будет выглядеть как безоговорочный отказ Власти (и, с учётом вышесказанного, лично Путина и Собянина) выполнять общественный договор – ради прикрытия личных интересов конкретных чиновников, которые при этом нарушают закон. Чиновники же, которые, судя по всему, законов вообще не читают, по привычке в предвыборный год подставили абсолютно всех.