История начинается 3 года назад в деревни Рассказовка, недалеко от рассказовского круга. Тогда произошло ДТП и на место выехали сотрудники скорой помощи. А потом, по непонятным причинам была стрельба из травматического оружия. Историю можно почитать здесь — Нападение на сотрудников МЧС в Рассказовке.

Через год после происшествия дело остановилось на расследовании и задержании трех подозреваемых.

Хронология странного дела с августа 2016 по август 2017

Прокуратура добивается рассмотрения дела по существу, но Мосгорсуд в августе 2016 оставляет в силе постановление Щербинского райсуда о возвращении дела. Защита утверждает, что под следствием вообще оказались не причастные к преступлению люди.

Рассмотрение уголовного дела в отношении уроженцев Чечни Хамида Ражапова и двоюродных братьев Цетиевых — Саид-Магомеда и Хусейна Щербинский райсуд Москвы начал в сентябре 2015 года. А 13 июля 2016 года судья Юрий Ежеленко вынес постановление о возвращении дела прокурору Западного округа Москвы Григорию Радионову в связи с "неустранимыми и невосполнимыми недостатками" в материалах расследования.

Как следует из судебного постановления, в обвинительном заключении не было указано существо обвинения, способы, мотивы и цели совершения преступления. В материалах дела отсутствовали постановление следователя СУ СКР о принятии дела к своему производству, а доказательства (в том числе флэш-накопители с детализацией телефонных соединений, записи с видеорегистратора, а также травматический пистолет) исчезли.

В октябре 2016 ошибки следствия исправили в пожарном порядке. Адвокатам обвиняемых объявлено о завершении следственных действий по уголовному делу, в рамках которого они обвиняются в хулиганстве, совершенном группой лиц и покушении на убийство восьми человек — сотрудников МЧС. Хотя изначально пострадавших было трое. По словам Татьяны Окушко, представляющая интересы одного из братьев Цетиевых сказала, что следователь СКР, несмотря на неоднократные обращения, так и не проверил версию о том, что преступление было совершено совершенно другими лицами, чьи данные сторона защиты предоставляла следователям, равно как и алиби обвиняемых.

Мосгорсуд отклонил жалобы защиты на продление меры пресечения. Дело до сих пор вызывает огромный резонанс в Чеченской Республике, где была проведена собственная доследственная проверка, в результате которой был сделан вывод о непричастности фигурантов к обстрелу спасателей. В ситуацию был вынужден вмешаться даже Рамзан Кадыров, привлекший к разбирательству местных чиновников и правозащитников. Старейшины призвали родственников настоящих зачинщиков драки, из-за которых страдают ни в чем не повинные ребята, поступить по справедливости и помочь следствию установить истину.

В марте 2017 года в стрельбе по спасателям признался земляк обвиняемых. С повинной явился их земляк Шейх Дутаев, признавшийся, что в спасателей стрелял он. При этом Шейх сдал травматический пистолет, из которого якобы вел огонь. Адвокаты подсудимых рассчитывают, что теперь с их клиентов будут сняты обвинения.

Шейх Дутаев пришел в Ачхой-Мартановский отдел полиции Чечни в конце января 2017 года и признался, что он вместе со своими приятелями Алиханом Азиевым, Магомедом Арцихаевым и Адамом Закриевым участвовал в драке с сотрудниками МЧС и что именно он стрелял из травматического пистолета в одного из спасателей.

У адвокатов появилась надежда на справедливое расследование.

"Мы рассчитываем, что новые следователи установят тех, кто виновен, и помогут освободить невиновных", — сказала госпожа Окушко.

В конце июня 2017 защите не удалось добиться перелома в разбирательстве. Жители Чечни, недавно написавшие явки с повинной, что именно они, а не их земляки-подсудимые участвовали в конфликте со спасателями, а также сдавшие пистолет, из которого велась стрельба, в качестве свидетелей в Щербинский суд Москвы не явились. Когда пришла очередь защиты представлять свои доказательства, свидетели исчезли.

«Они не отвечают на звонки, а родственники говорят, что ничего не знают об их местонахождении,— посетовала госпожа Окушко. — Тем временем мы просили следователя представить суду показания этих ребят, просили и суд, чтобы он запросил эти показания, но нам почему-то отказали».

По мнению адвоката, никто уже не заинтересован в возвращении дела на новое расследование, а тем более в оправдании подсудимых.

Через пару дней суд вновь вернул материалы дела прокуратуре, решив, что допущенные следствием нарушения не позволяют вынести приговор. В частности, не была проверена изначально выдвинутая защитой версия о причастности к нападению совсем других лиц — тоже жителей Чечни, которые в конце концов сами пришли в правоохранительные органы с повинной. Тем временем подсудимые, двое из которых провели в СИЗО почти три года, а еще один находился под домашним арестом, вышли на свободу.

Обвиняемые с помощью адвокатов намерены добиваться прекращения их уголовного преследования.

«Сначала мы дождемся, будет ли прокуратура опротестовывать решение суда, а затем продолжим борьбу, — сказала вчера “Ъ” адвокат Татьяна Окушко. — Будем требовать прекращения уголовного дела в отношении наших подзащитных и выплаты им компенсаций.

Через месяц прокуратура настаивает на виновности чеченцев, доказавших алиби. Прокуратура опротестовала чудесное по нынешним временам освобождение. Уголовное дело было отправлено на доследование, как того и требовали СПЧ и сторона защиты, аргументируя тем, что у всех троих подсудимых есть алиби, но прокуратура решила воспользоваться правом обжаловать долгожданное, несмотря на то, что обвиняемые три года просидели в СИЗО, а ведомство должно было следить за соблюдением закона.

В августе московский городской суд признал законным решение о возвращении в прокуратуру дела в отношении Хамида Ражапова, а также братьев Хусейна и Саид-Магомеда Цетиевых.