Рассказываем обещанные подробности.
На этапе разработки проектов планировки этих участков улично-дорожной сети, утвержденных в 2015 году, эти сведения у разработчиков отсутствовали. Конечно, если бы тогда охраняемые виды растений и животных обнаружили в коридоре будущей трассы – трассу должны были бы перенести. Но такой задачи в явном виде ни перед кем не ставили, хотя оценка воздействия на окружающую среду предполагает всестороннее обследование природного комплекса, в том числе, на наличие "краснокнижников". Техническое задание на разработку проектов планировки прямо не предусматривало таких исследований.
Другое дело, проводимые в 2018-19 годах проектно-изыскательские работы по государственному контракту, заключенному 29 октября 2018 года государственным заказчиком ГКУ «УДМС» с исполнителем работ – ООО «Институт «Мосинжпроект». В составе данных работ выполнялись инженерно-экологические изыскания, в том числе следующие работы:
выявление основных растительных сообществ и редких, уязвимых и охраняемых видов растений, попадающих в зону ведения работ;
прогноз и оценка воздействия строительства на животный и растительный мир и места их обитания;
перечень мероприятий по охране животного и растительного мира и сохранности их среды обитания.
Все изыскания, в том числе инженерно-экологические, должны были быть выполнены в срок до 25 мая 2019 года, а еще через 3 месяца должна была быть подготовлена проектная документация по основному ходу СБВ. Разумеется, при подготовке проектной документации ООО «Институт «Мосинжпроект» должен был учитывать не только исходные данные от 2015 года, но и свежие данные собственных изысканий, поскольку большинство данных 2015 года не могут быть использованы с учетом срока давности – 2 года. Однако, ООО «Институт «Мосинжпроект» заключил договор на выполнение этих работ с конечным исполнителем со значительной задержкой только в октябре 2019 года.
Согласно нормативным требованиям, инженерно-экологические изыскания рекомендуется выполнять в благоприятные климатические сезоны. Ничем, кроме безответственности ООО «Институт «Мосинжпроект», невозможно объяснить, почему благоприятный для исследований период был упущен. Однако, это грубое нарушение – не единственное. Из документов, размещенных на портале госзакупок, следует, что уже 7 ноября 2019 года все инженерные изыскания были завершены и сданы государственному заказчику. А одновременно с результатами инженерных изысканий была сдана заказчику и вся проектная документация по проекту.
Таким образом, у Мосинжпроекта не было трех месяцев, необходимых для разработки проектной документации на основе результатов инженерных изысканий. Факт одновременной сдачи заказчику результатов инженерных изысканий и проектной документации прямо указывает на то, что результаты инженерно-экологических изысканий не могли быть учтены при разработке проектной документации. С учетом нормативных трудозатрат и сроков разработки, основной объем проектной документация был подготовлен еще до начала инженерно-экологических изысканий.
Тем самым, проектная документация не может соответствовать материалам инженерно-экологических изысканий, если они были проведены добросовестно, поскольку в ходе таких изысканий несложно установить, что координаты проектируемой дороги на ряде участков в точности совпадают с координатами местообитаний объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу города Москвы. Дорожное строительство на этих участках без нарушения указанных местообитаний невозможно, а трассировка выполнена с нарушением законодательства.
Представители Рабочей группы поделились с руководством ДПиООС своими опасениями о том, что в условиях подготовки проектной документации одновременно с завершением инженерно-экологических изысканий, сведения о местообитаниях охраняемых видов, потенциально уничтожаемых в результате строительства, могут быть не в полной мере включены в отчет о результатах изысканий.
Участники совещания поблагодарили Рабочую группу за представленные сведения, поскольку ответственность за сохранность редких видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Москвы, возложена именно на Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. В тоже время, такие сведения о наличии охраняемых видов в зоне предполагаемого строительства ни государственным заказчиком, ни исполнителем работ представлены не были. Что это – очередная недобросовестность исполнителей проектно-изыскательских работ или попытка скрыть информацию об охраняемых видах растений животных?
Руководитель ДПиООС Антон Олегович Кульбачевский совместно с другими участниками совещания детально проанализировал сложившуюся ситуацию и внес предложение о приостановке дальнейшего проектирования трассы через Ульяновский лесопарк для проведения дополнительных исследований. По оценкам рабочей группы, такие исследования займут от четырех месяцев до полугода. После этого можно будет внести изменения в проект, которые исключат неприемлемый ущерб экосистеме лесопарка и позволят решить другие вопросы с корректировкой проекта в целом, включая отказ от продления ул. Новоорловской к югу от СБВ.
Депутат Мосгордумы Сергей Сергеевич Митрохин, по инициативе которого состоялось это совещание, оказал Рабочей группе решающую поддержку. Со своей стороны, С.С.Митрохин установил депутатский контроль за реализацией выдвинутых предложений по сохранению нашего лесопарка.
Источник: https://нашлес.рус/news/3522/