Моментальный снимок. Дом-музей Б.Л. Пастернака

15 XI. Утром проснулся — снег. Белый, первый, мягкий снег. За ночь подморозило, чуть-чуть, так только, чтобы не таяло, и снег уже лег на деревья и дорогу. Ветер, дувший три дня, стих, еще вчера вече­ром — первый взгляд зимы — приветливый и теплый.

Вчера долго сидели с Пастернаком. Большой разговор об ис­кусстве и жизни. Условия творчества и жизнь писателя. Что такое писательское «видение мира» — поэтическое дыхание? Поэт дол­жен дышать не одной ноздрей, а всеми порами своего существа, он должен жить в жизни и вытекать из нее... Но как понимать жизнь? Пастернаку тяжело — у него постоянные ссоры с женой. Жена гонит его на собрания, она говорит, что П-к не думает о де­тях, о том, что такое его замкнутое поведение вызывает подозре­ния, что его непременно арестуют, если он и дальше будет отси­живаться. Он слушает ее, обыкновенно очень кротко, потом на­чинает говорить — он говорит, что самое трудное в аресте его для него — это они, оставшиеся здесь. Ибо им ничего не известно и они находятся среди нормальных граждан, а он будет среди та­ких же арестованных, значит, как равный, и он будет все о себе знать... Но он, даже несмотря на это, не может ходить на собра­ния только затем, чтобы сидеть на них. Он не может изображать из себя общественника, это было бы фальшиво... с этим настрое­нием он пришел ко мне, я, как мог, тоже уговаривал его не отры­ваться от этого течения жизни — быть не только в природе, но и в людях, тех самых хотя бы, которые строят литературу, и, зная все их слабости, — все же любить их, помогать им.

Из дневника А.Н. Афиногенова. 1937 г.