Фото: пресс-служба Музея Победы
Он рассказал о расчеловечивании граждан СССР в гитлеровской пропаганде как предпосылке к последующему геноциду.
«Пропаганда должна была способствовать победе Третьего рейха информационно-психологическими средствами, обеспечивая «разложение» армии противника и подавляя сопротивление на людей оккупированной территории. Включение в пропагандистские материалы сюжетов, отражающих определенное прочтение истории, было связано с объективной невозможностью обойтись без этого при формировании «образа врага» – основы любой военной пропаганды, призванной раскрыть смысл противостояния, обосновать «за что и с кем» идет борьба, обосновать свою правоту и превосходство», - отметил Юрий Никифоров.
Он добавил, что формирование негативного образа СССР для нацистской Германии было невозможно без весьма специфичного пересказа событий русской истории до 1941 от года – от революции 1917 года до индустриализации. В изложении пропагандистов немецких захватчиков слово «большевик» подразумевало прилагательное «еврейский».
«Доказывать расхождение действительных целей войны Германии против СССР и ее пропагандистского обеспечения – значит ломиться в открытую дверь. Тем не менее, стоит обратить внимание на следующее. Вполне справедливо считается, что для Гитлера, Геббельса и других высокопоставленных нацистов отождествление «большевизма» с «властью евреев» и «мировым еврейским заговором» действительно было частью их мировоззрения», - уточнил Юрий Никифоров.
Он подчеркнул, что, несмотря на стремление немецкой пропаганды выдать желаемое за действительное, у захватчиков не удалось. Содержание речей, коллаборационистских газет и агитационных листовок шло вразрез с реальностью оккупации и сопротивления.
«Был предопределен разгромный для фашистской пропаганды исход информационно-психологического противоборства на оккупированной территории Советского Союза. Русский народ в своем большинстве, равно как и другие народы СССР, решительно отказал коллаборационистам в праве представлять и Россию и говорить от ее имени. Борьба народов Советского Союза за свое прошлое, настоящее и будущее завершилась победой Красной армии и водружением красного Знамени Победы над поверженным Берлином», - заключил Юрий Никифоров.