Итак, после выхода новостей о «Платном въезде в Москву» и/или «На определенные территории города», поднялась сильная шумиха о том, что это все неправда, и закон о другом.
Что говорит закон?
Федеральный закон, который направлен в Совет Федерации, действительно вводит понятие «платной зоны».
Для каких территорий это актуально?
Согласно разъяснениям ГКУ «Администратор московского парковочного пространства», закон направлен в первую очередь на особые территории, такие как:
- Федеральная территория «Сириус»
- Инновационный центр «Сколково»
- Московский международный деловой центр «Москва-Сити»
На этих территориях уже действуют системы платного въезда или парковки. Закон призван урегулировать их правовой статус, разделить понятия «парковка» и «въезд», а также определить льготы.
Почему возникла необходимость?
Особые территории часто имеют свою собственную инфраструктуру, которая выходит за рамки стандартной улично-дорожной сети. Закон позволяет:
- Четко определить правила въезда
- Установить размер платы и льготы
- Улучшить администрирование
Означает ли это, что въезд в Москву станет платным?
Закон не обязывает и не разрешает вводить плату за въезд в город в целом. Речь идет о точечном регулировании отдельных, уже существующих платных зон.
А что насчёт новых платных зон?
Технически закон позволяет создавать их и на других территориях Москвы. Однако для этого потребуется отдельное решение городских властей.
История с московскими парковками (которые изначально ограничивались центром, а потом расширились) показывает, что такие решения могут меняться.
Что дальше?
Законопроект ожидает одобрения в Совете Федерации и подписания Президентом. Если его примут, он вступит в силу с 1 марта 2026 года (основные положения).
Вместо громкого «въезд в Москву станет платным» закон предлагает систематизацию правил для уже существующих платных территорий. И как кажется, создает фундамент для новых решений.
Сводка по федеральному закону № 1070392-8
Принят Госдумой 18.12.2025, направлен в Совет Федерации
Основная суть закона
- Вводит правовое понятие «платная зона» — совокупность дорог общего пользования или их участков, где проезд транспортных средств осуществляется на платной основе.
- Цели: повышение комфортности проживания, улучшение санитарного состояния территории.
Ключевые возможности для властей Москвы
- Право устанавливать платные зоны на территории города (ст. 1, дополнение в Закон «О статусе столицы»).
- Определять границы и срок действия зоны решением высшего исполнительного органа власти Москвы (Правительства Москвы).
- Самостоятельно определять:
- Оператора платной зоны.
- Методику расчёта и максимальный размер платы за проезд.
- Порядок взимания платы, льготы и категории для бесплатного проезда.
- Правила оказания услуг по организации проезда.
- Распространять правила на иностранные ТС — порядок должен предусматривать взаимодействие с пользователями, зарегистрированными за рубежом.
Важные юридические особенности
- Для платных зон в Москве не требуется обеспечивать альтернативный бесплатный проезд (ч. 2¹ ст. 62 ФЗ № 257-ФЗ).
- Дорога, включённая в платную зону, не может одновременно быть отдельной платной дорогой (ч. 3 ст. 42¹).
- Решения принимаются на уровне Правительства Москвы, без необходимости дополнительных федеральных согласований.
- Закон также регулирует создание платных зон на федеральной территории «Сириус» по аналогичным правилам.
Что это означает на практике
- Власти Москвы получают полный правовой инструментарий для введения платного въезда/проезда на любой территории города.
- Первоочередное применение, согласно комментариям, — регулирование уже существующих платных зон (Москва-Сити, Сколково).
- Однако закон не ограничивает создание новых зон, вплоть до въезда в город или отдельных районов.
- Льготы и тарифы будут определяться мэрией, что позволяет гибко настраивать систему.
Сроки
- Основные положения о платных зонах вступают в силу с 1 марта 2026 года.
- Нормы, связанные с оборонным значением дорог, — с 1 марта 2027 года.
Выводы
Закон предоставляет широкие и юридически безупречные полномочия для введения платных зон. Хотя официально акцент делается на урегулировании существующих территорий (Сириус, Сколково, Москва-Сити), механизм не содержит географических ограничений.
Материал подготовлен не без помощиИИ.