Монорельсовая дорога, соединяющая три района на севере Москвы заканчивает свою работу. На месте принято решение создать новый круглогодичный парк. Вспомним с чего началось, узнаем как работал и чем завершится его эпоха.

Прошлое
История появления идеи московского монорельса начинается гораздо раньше официального начала строительства в XXI веке. Первые мысли о развитии подобного вида транспорта возникли ещё в советское время, примерно в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Именно тогда специалисты начали изучать возможность внедрения монорельсовых дорог в качестве альтернативы классическому метро и наземному общественному транспорту. Наверно были мысли о том, что копать намного дороже, чем строить над землей. Но конкретные планы и проекты были отложены на долгие годы.
Ближе к концу XX века, когда Москва активно развивалась и сталкивалась с проблемами перегруженности основных транспортных магистралей, вновь возник интерес к этому проекту.
Важным фактором, способствовавшим принятию решения о строительстве монорельса, стало желание организовать крупную международную выставку Expo 2010 на территории ВДНХ. Этот амбициозный проект предусматривал значительное расширение зоны экспозиции и улучшение транспортной доступности района. Монорельс виделся идеальным решением для связи различных частей выставки и повышения привлекательности мероприятия.
Несмотря на первоначальные трудности и технические сложности, проект получил поддержку городских властей и был запущен в реализацию. Официальное открытие линии состоялось в 2004 году, став важным этапом в развитии московской транспортной системы. А бюджет по тем временам был просто огромный и составлял порядка 1 200 000 000 рублей.
Выставка Expo 2010 так и не состоялась в Москве, а вот монорельс сохранился как уникальная городская достопримечательность и важный элемент инфраструктуры, отражающий стремление города к инновациям и модернизации.
Настоящее
История эксплуатации московского монорельса после его открытия в 2004 году оказалась полна интересных моментов и важных этапов, которые повлияли на восприятие этого транспортного средства жителями и гостями города.
Начальный период эксплуатации
Сразу после открытия монорельс вызвал большой интерес у москвичей и туристов. Уникальная конструкция и необычный вид вагончиков сделали его настоящей достопримечательностью. Многие пассажиры специально приезжали, чтобы прокатиться на новом виде транспорта и оценить открывающиеся виды на столицу.
Однако вскоре выяснилось, что монорельс имеет ряд недостатков. Ограниченная скорость движения, низкая пропускная способность и высокая стоимость обслуживания стали причинами критики со стороны экспертов и горожан. Некоторые эксперты утверждали, что этот проект оказался экономически невыгодным и не оправдал ожиданий в плане пассажиропотока.
Проблемы и перспективы
Со временем проблемы с эксплуатацией становились всё более очевидными. Высокая стоимость содержания линий и подвижного состава, необходимость регулярного ремонта оборудования и отсутствие возможности масштабирования сети привели к сомнениям относительно будущего монорельса. Городские власти столкнулись с выбором: продолжать поддерживать существующий проект или отказаться от него в пользу более эффективных видов транспорта.
Тем не менее, несмотря на критику, монорельс продолжал привлекать внимание. Он стал своеобразным символом современной Москвы, её устремлённости к прогрессу и инновационным технологиям. Пассажиры ценили его за удобство и живописные маршруты, особенно летом, когда прогулка на открытом воздухе становится приятной возможностью насладиться видами города.
Современное состояние
Появление новых проектов, таких как Московское центральное кольцо (МЦК), лёгкое метро и система велосипедных дорожек, сделало монорельс менее востребованным. Тем не менее, он оставался популярной туристической достопримечательностью.
Будущее
В начале июня город запускает опрос на Активном гражданине о судьбе монорельса. Предлагается отказаться от его работы, а на месте создать круглогодичный городской парк и дать строению вторую жизнь. Главными причинами называют отсутствие выполнения транспортной функции, его ненадежность и необходимость проведения капитального ремонта.
О парке
Прогулочную зону, на расстоянии 4 км и на высоте 6 м над землей, обещают сделать красивой, чтобы она могла связать пять районов города, в которых проживают 300 тыс. жителей.
- Беговая дорожка на всю длину.
- Спокойные прогулочные зоны.
- Вид на район ВДНХ и Останкинскую башню.
- Несколько вагонов на память.
- Удобные скамейки.
- Зелень.
- Кафе.
- питьевые фонтанчики.
- Ограничен доступ на самокатах.
- Связанные воедино Парк Яузы, ВДНХ, Ботанический сад, Тимирязевский парк.
Итоги голосования
24 июня Москвичи закончили отдавать свои голоса на АГ. Мэр подвел итоги — 71% проголосовавших выбрали парк. Итак, парку быть.
- Монорельс завершит работу 28 июня 2025 года в 08:00.
- Часть эстакады — от станции «Выставочный центр» до депо монорельса, включая станцию «ул. Сергея Эйзенштейна» — будет демонтирована, чтобы вид на Главный вход ВДНХ стал еще привлекательнее.
- Открыть парк планируется в 2027 году.
Последний день работы
Сюда приехали все — жители, гости, журналисты и даже те, кому в принципе было это неинтересно. На платформах — толпы, вагоны забиты, все делают фото на память.
Поездка по участку «Улица Сергея Эйзенштейна» – «Выставочный Центр».
Большой альбом с фотографиями последних минут жизни.
Ушла эпоха!