После присоединения новых территорий в 2012 г. все вошедшие в Москву леса были выведены из государственного лесного фонда, т.е. юридически перестали быть лесами1.

Они были отнесены к зелёному фонду города Москвы, т.е. самому низшему и общему статусу, который включает любые природные и озеленённые территории, в том числе цветники, газоны и кустарники вдоль дорог2. Таким образом, леса Новой Москвы «превратились» по факту в «деревья на газоне» и охраняются наравне с дворовым озеленением, не рассматриваясь как сложные и ценные для экологической безопасности города природные сообщества.

Поскольку было понятно, что жители будут возмущаться таким положением дел, Правительство Москвы ввело понятие особо охраняемые зелёные территории (ООЗТ). Звучит неплохо. И даже сначала на них запрещалась любая деятельность, не связанная «с сохранением и изучением» таких территорий.

Однако в 2014 г. уже появилась поправка, согласно которой через ООЗТ можно проводить автодороги, строить развязки, ТПУ и прочую транспортную инфраструктуру3. Также «сохранение и изучение» получило опасное и неясное уточнение «за исключением деятельности, предусмотренной решениями Правительства Москвы».

Кроме того, сам статус ООЗТ определяется не законом, а всего лишь постановлением, т.о. Правительство Москвы может в любой момент его отменить или внести необходимые правки (что уже происходило), не ставя никого в известность. Можно проснуться утром и обнаружить, что статуса ООЗТ больше не существует.

Есть ещё один важный момент связан с возможностью изменением границ ООЗТ. Хотя на ООЗТ и запрещено капитальное строительство, но что если просто вывести лес из состава ООЗТ? Такая возможность предусмотрена4, достаточно решения градостроительно-земельной комиссии (ГЗК) в закрытом режиме. ГЗК возглавляет глава стройкомплекса, фактически он сам у себя спрашивает разрешение.

Вырубка ООЗТ в Мосретнгене. Фото: Лапшов А.

Вырубка ООЗТ в Мосретнгене под застройку. Фото: Лапшов А.

Причём не производится никаких слушаний, никаких экологических экспертиз. ООЗТ рассматривается властями Москвы как однородные зелёные пятна на карте, которые можно использовать в качестве резерва для застройки и инфраструктуры. Как скажется изъятие той или иной части ООЗТ на жизни местных жителей и на экосистеме леса никого не волнует.

Прецеденты уже есть. Так в Троицке ООЗТ изъята под строительство гаражного комплекса, станции скорой помощи, школы и детского сада, в Сосенском поселении под расширение Хованского кладбища, в Щаповском поселении под расширение мусорного полигона Малинки, идёт рубка в Мосрентгене, причём на схеме прослеживается типичная квартальная дорожная сеть, в Первомайском поселении рядом с ЖК Ново-Никольское ООЗТ вырубается под строительство мототрека для проведения спортивных соревнований.

Простота застройки лесов Новой Москвы провоцирует создание ситуаций, когда застройщики будут «выдавливать» со своих земель социальную инфраструктуру в леса, сталкивая между собой жителей и ставя перед ними неудобный выбор в духе «вы школу или за лес?»

Вырубка ООЗТ по трассу СБВ в Сосенском поселении

Вырубка ООЗТ под строительство трассы СБВ в Сосенском поселении. Фото: Форум Новой Москвы

Таким образом, ООЗТ — это железная дверь без замка, которую можно открыть простым нажатием на ручку. Сегодня ООЗТ есть, а завтра её уже нет.

Ситуация усугубляется тем, что Новомосковский административный округ — единственный в Москве округ (ЦАО не берём, он особенный), в котором нет ни одной особо охраняемой природной территории (ООПТ). В отличие от ООЗТ, ООПТ подчиняется федеральным и региональным законам, её назначение - именно охрана природы, любая хозяйственная деятельность проходит государственную экологическую экспертизу, осуществляются природоохранные рейды, запрещается уменьшение площади при изменении границ и проч.

Вырубка ООЗТ в Троицке под станцию скорой помощи

Вырубка ООЗТ в Троицком лесу под строительство станции скорой помощи. Фото: За сохранение Троицкого леса

В Новой Москве отсутствуют какие-либо гарантии по любому участку леса. И хотя в старых границах Москвы периодически нарушается закон и в отношении ООПТ, всё-таки есть разница между борьбой с противозаконными действиями и борьбой с «законными».

Жители Новой Москвы, в т.ч. члены рабочей группы, участвовали в Круглом столе при Мосгордуме, обращались в Совет по правам человека при президенте РФ в 2016 г., в результате СПЧ представил среди прочих следующую рекомендацию5:

«Осуществить правовое регулирование статуса особо охраняемых зелёных территорий (ООЗТ) Законом г. Москвы, а не подзаконным актом - внесением изменений в Закон г. Москвы от 05.05.1999 г. № 17 «О защите зелёных насаждений» или принятием отдельного закона г. Москвы «Об особо охраняемых зелёных территориях) либо придать особо охраняемым зелёным территориям Новой Москвы статус городских лесов и разработать механизм правового регулирования данной категории зелёных насаждений на территории г. Москвы».

Однако ни Мосгордума, ни Правительство Москвы не посчитали нужным рассмотреть этот вопрос.

Вырубка ООЗТ рядом с Ново-Никольским под строительство мотопарка

Вырубка ООЗТ рядом с Ново-Никольским под строительство мотопарка. Фото: Викимапия

Кроме того, необходимо добиваться создания экологического каркаса Новой Москвы с созданием сети ООПТ (природных парков, ландшафтных парков, природных заказников, памятников природы) для дальнейшего устойчивого и сбалансированного развития столицы.

Отдельной поправкой к постановлению о Красной книге города Москвы указано6, что «на территории, присоединенной к городу Москве, осуществляется охрана объектов животного и растительного мира, которые подлежали охране на соответствующей территории до 30 июня 2012 года». В Ульяновском лесопарке рядом с Ново-Переделкино обитают охраняемые государством растения и животные, что даёт основание для создания в нём ООПТ.

Источник: Рабочая группа Ново-Переделкино по вопросам строительства трассы Солнцево-Бутово-Видное через Ульяновский лесопарк

Сноски

1 Постановления Правительства Москвы 423-ПП от 22.08.2012 и 424-ПП от 22.08.2012

2 «Зеленый фонд города Москвы — совокупность территорий, занятых зелеными насаждениями и природными сообществами" и далее "Зеленые насаждения — совокупность древесных, кустарниковых и травянистых растений естественного и искусственного происхождения (включая отдельно произрастающие деревья и кустарники, травяной покров и цветники)». Постановление Правительства Москвы 743-ПП

3 «Строительство, реконструкция и эксплуатация линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), трубопроводов, автомобильных дорог, железнодорожных линий и других линейных объектов, а также зданий, строений, сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов». 616-ПП от 22.10.2014

4 «Установить, что изменение границ и режима использования особо охраняемой зеленой территории (п.3) осуществляется уполномоченным  органом  исполнительной  власти города Москвы после рассмотрения данного вопроса Градостроительно-земельной комиссией города Москвы» 424-ПП от 22.08.2012

5 Рекомендации по итогам специального заседания по теме: «Обеспечение прав на благоприятную окружающую среду и учёт мнения населения при формировании и реализации градостроительной политики» от 21.04.2016

6 Постановление Правительства Москвы 79-ПП от 19 февраля 2013 г.