Рядом в одну цену одновременно торгуют шаурмой и шавермой.

Красную «П» — логотип города — придумал Артемий Лебедев, ее довольно быстро установили на главной площади, перед «Театром-Театром» (бывшим Пермским Драматическим). К весне 2011 букву сломали, так что я ее нашел уже на заднем дворе музея совриска PERMM, за косым деревянным забором.

Зато рядом уже ждет чего-то новенькая «П» размером поменьше.

Там же, на заборе и осыпающихся стенах музея можно увидеть незамысловатые картины харьковских художников Гамлета и Романа Минина.

Уже по приезду в Москву я сходил на лекцию Минина о харьковском стрит-арте. Оказалось, среди его работ эти простенькие стихи занимают далеко не главное место. Он большой художник, очень талантливый и интересный. Посмотрите его уличные работы и картины шахтерского цикла.

Вот подпись к картине про шахтеров (саму картину я не застал, местные граффитчики ее закрасили своими тэгами).

Самая значительная из пермских работ Минина называется «Гомер» и украшает стену гимназии им. Дягилева.

Слепой поэт смотрит в зеркало и видит (или не видит) другую свою ипостась. В музее продают кружки и футболки с этим изображением.

PERMM располагается в здании не функционирующего с девяностых годов Речного вокзала. Если обойти его сзади, пройти мимо «Счастья» и мининских работ, то в торце здания наткнешься на отделение полиции (бывшей милиции), которое охраняет вот такой робот.

За углом – мы подходим к центральному входу – небольшая рощица деревянных столбов. Это композиция «Границы империи» Николая Полисского.

Империю охраняют двухголовые птицы с милыми туповатыми мордами.

Разглядывая столбы, я не смотрел под ноги и поэтому чуть не сломал ногу (привет @navalny и РосЯме).

Продолжаем осматриваться, стоя на одном месте. Таких бидструпских девушек подрисовывают к таксофонам. Иногда граффити оказываются долговечнее контекста, для которого создавались.

У входа в музей — портеты Гельмана с Лебедвым и Красные Человечки, придуманные группой Professors.

Такие же есть в центре города, на крыше и у входа в городскую Филармонию.

Напротив Филармонии стоит здание Законодательного Собрания, так что окна депутатов выходят как раз на эти фигурки. Говорят, некоторые обиделись: красные деревянные безголовые истуканы — на кого это они намекают?

Розовые человечки на Комсомольском проспекте («Компросе») подписаны, чтобы подобных недопониманий не возникало:

С другой стороны здания у депутатов есть вот такая надпись «ВЛАСТЬ» – можно смотреть и думать о своей монументальности.

Для остальных это просто скамейка. В дырки букв «В» и «А» можно бросить бычок или пивную бутылку. На «власти» можно посидеть, постоять, написать на ней матерное слово.

Возвращаемся к музею. Лестница на втором этаже.

Постоянной экспозиции у музея пока нет, но выставки проходят регулярно. Я попал на «Пир Трималхиона» в марте и «Сны Ариадны» в июле. Но про них рассказывать не буду, а расскажу про «Цирк Чердак» – детский уголок музея. Это комната на втором этаже, куда можно в любую субботу привести своего ребенка, чтобы он под управлением взрослых, но своими руками создал какой-нибудь объект современного искусства. Тут делают скульптуры из поролона, пластиковых бутылок, скотча, пластилина и всего остального. Рисуют, вырезают, вроде бы даже читают стихи.

Когда я вошел, вот эти девушки как раз обсуждали, чего бы такого придумать на следующее занятие.

И придумали. Вот, например, программа на 27 августа (цитата с сайта PERMM): «Создаем свою версию сказки «Алиса в стране чудес» – рисуем большие карты, строим огромные грибы, гусеницу, большой ключик, шкатулку с пирожным невероятных размеров и сказочную дверь».

Напротив Речного вокзала — вокзал железнодорожный, станция «Пермь-I». А перед ним на асфальте очерчены ископаемые ящеры (в честь города назван один из археологических периодов – Пермский).

За вокзалом, через мостик, на обочине неасфальтированной дороги в город – еще одна работа Минина. Белая кирпичная стена напомнила ему о школьных тетрадках в клеточку.

Вообще со стенами и заборами в Перми все в порядке. В июне здесь прошел фестиваль «Длинные истории Перми», в рамках которого художники со всего мира разрисовали четыре десятка заборов. Теперь на месте страшных, скучных, одинаково серых бетонных блоков – длинные произведения искусства.

А этот забор поменялся еще раньше, в 2010. В Пермь сумели привезти проект «Walking Men» нью-йокрской художницы Майи Баркай, которая собрала десятки фотографий зеленых человечков со светофоров разных городов мира. Идешь вдоль стены – и разглядываешь.

Приятно знать, что в тихой русской Перми и шумном американском Нью-Йорке – одинаковые заборы. Вот это Манхэттэн:

Нью-Йорк, конечно, выдают подозрительно несоветские дома, с которых не сыпется штукатурка. Но заборы-то почти неотличимы!

Преображаются таксофоны. Некоторые из них художник Александр Жунев превратил в Рыбофоны (где-то есть еще Котофон, но я его не нашел).

Самый трогательный — про брак без любви:

Я на него смотрел и думал, как здорово было бы, если б сувенирные открытки фокусировались не только на золотых куполах и памятниках Пушкину.

Трансформаторные блоки тоже разукрашивают. Из одного получился голосующий Спанч Боб.

На других появились какие-то странные Зубы.

А на центральных улицах все маленькие щитки возле фонарей отданы под рекламу. Половина хвалит какие-то «креативные футболки», а половина – «Наше радио».

Перед Горьковской библиотекой («Горьковкой») – еще одна скульптура, которую называют скандальной. Кожура надкусанного яблока Жанны Кадыровой сделана из кафеля, а мякоть – из столетнего кирпича.

На яблоко удобно лазить, поэтому в нем все время копошатся дети (плюс туристы). Для меня это стало главным доводом в защиту скульптуры – если произведение искусства заставляет смеяться детей, то это полезное произведение.

Скандальным здесь называют чуть ли не каждое новое произведение паблик-арта. И это, в общем, оправдано – каждое новое сооружение становится масштабнее предыдущего, так что налогоплательщики, а в большей степени – политики и охранители духа типа Проханова – начинают ругаться.

Высота вот этой бревенчатой «П»– 12 метров.

Ее автор – тот же Николай Полисский, который сделал «Границы Империи» перед музеем. Скульптура называется «Пермские ворота». На ее фоне фотографируются.

Бревна исписаны ручками, карандашами и маркерами. Влюбленные признаются друг другу в любви, туристы пишут имена родных городов, а какой-то обладатель черного маркера считает необходимым каждому оставить ответ.

Вот еще одно большое произведение – называется «Богема» и занимает четыре этажа.

На «Богему» очень сердилась Русская Православная Церковь: «Как ни крути, а изображение языческих богов на здании, в котором находится православный храм, – это просто кощунство». Правда, православного храма в этом здании нет – Спасо-Преображенский собор находится через дорогу. И я не уверен, откуда у РПЦ информация, что эти греки – боги. Но и спорить тоже не тянет.

В городе есть велосипедные дорожки.

И есть пешеходные туристические маршруты.

В марте была только Зеленая линия, которая обходит главные достопримечательности города. У памятников и знаменитых домов стоят информационные стенды, где очень приятным, живым языком рассказано, чем эти дома хороши. Красная линия появилась между моими двумя визитами – это «романтический маршрут», там рассказывают, кто где как в кого влюбился и к чему это все привело.

Навигацией занялся Пермский Центр Развития Дизайна – ПЦРД. Вот такие новые таблички стали появляться на остановках.

Их пока мало, и качество исполнения разнится от таблички к табличке, но на сайте ПЦРД можно увидеть будущее (обратите внимание на .pdf).

Сами остановки тоже знаменитые. Их с нуля спроектировали в Студии Артемия Лебедева, а оформление для каждой конкретной выбиралось на конкурсе ПЦРД. Лебедев отдельно гордился тем, что это первые в России остановки со встроенным освещением.

Конечно, никакого освещения в итоге не вышло. Из ножек остановок торчат обычные никуда не воткнутые электрические вилки. В этом вроде как виноваты подрядчики.

Тот же ПЦРД делает очень симпатичную социальную рекламу, но я успел сфотографировать только вот такой стикер.

Приятно, что слоган подхватывают предприниматели. Между моими двумя визитами изменился вход в пивную «Абырвалг» – там появилось полотно «Женщина с кружкой пива».

Появление этой женщины с пивом – важный момент. Мне представляется, что оформление входа в пивную «Абырвалг» находится вне компетенции министерства культуры Пермского края. А это значит, что «пермский культурный проект» все-таки зажил собственной жизнью.

Цель проекта – вдохнуть в город жизнь, сделать так, чтобы между домом и работой у пермяков появилось комфортное «третье место» – городская среда, в которой жить приятно и интересно. Позиция авторов выгодна тем, что все новое, помогающее решению этой задачи – независимый книжный, забавное граффити или концерт хорошей заезжей группы – волей-неволей становится частью проекта и работает на него.

В идеале через какое-то время Гельман и Чиркунов станут вообще не нужны, потому а) пермская молодежь перехочет валить из ожившего города (по словам Гельмана, в 2008 уехать хотело 60% молодежи, в 2011 - уже 11%) б) художников из других городов не нужно будет тащить сюда силой в) город сам по себе станет средой, благоприятной для появления и роста талантливых и незашоренных людей.

Ну т.е. граффити с пингвинами, разбросанные по городу – не заслуга губернатора. Но пингвины работают на губернатора.

А вот это – оформление обычного торгового центра.

Человечки на стенах торгового центра – как красные человечки на крыше Филармонии – стали частью пермского пазла. Уже не имеет значения, знает ли их создатель про П и про Гельмана; видел ли Гельман эти картинки – их так и так не получится воспринимать в отрыве от остальной городской среды. Бродя по городу, я иногда не мог различить, где «паблик арт» от Гельмана и компании, а где – просто удачное граффити; где красную букву П рисовали специально, а где она мне она только мерещится. У города появилось лицо, и оно симпатичное.

В конце октября обещают открытие нового арт-объекта. Ранее говорили о скульптуре медиа-человека, сложенной из телевизоров; гигантском жук-скарабее, катящем огромный покрышечный шар; маяке на набережной Камы; новом здании Пермской Галереи, частью входящем в воды Камы; пяти дизайнерских улицах, оформлением каждой из которых займется отдельный дизайнер (среди них Лебедев).

Что-то из этого доживет до реализации.

А ко мне неподалеку от здания Духовного Управления мусульман Пермского края подошел человек с усами, представился Вирхотой и попросил сфотографировать его на память. Я сфотографировал.

Теперь он как бы передает вам привет.


Спасибо автору, прекрасному человеку!