Первая: выборы проводятся в сезон отпусков, что критически снижает явку

Явка в Новопеределкино на выборах депутатов Госдумы 18 сентября 2016 по сравнению с 4 декабря 2011 годов уменьшилась по данным izbirkom.ruс 50.4% до 33.5%. При этом мобилизационные возможности Единой России снизились несущественно – с 12.4 тысяч до 10.7 тысяч человек готовых поддержать её на выборах. На выборах муниципальных депутатов Новопеределкино 4 марта 2012 года явка составила 54.4%. Разумно ожидать, что и в этот раз сезон отпусков опустит явку в район 35-40%, или 25-27 тысяч избирателей. Экстраполируя, 10-12 тысяч проголосуют за кандидатов-чиновников (по 5-6 тысяч на кандидата). А за КПРФ и ЛДПР - ещё 7-9 тысяч голосов избирателей (в среднем по 4 тысячи на кандидата). Но, в отличие от чиновников, они вряд ли получат больше одного-двух мандатов (так как, чтобы получить мандат, нужно выйти за рубеж в 5-6 тысяч избирателей, что при среднем значении в 4 тысячи крайне проблематично). Итого остается 8-10 тысяч голосов избирателей, которые могут получить «независимые» кандидаты (по 4-5 тысяч человек в каждом округе).

Тут мы переходим ко второй причине: высокая конкуренция за мандаты независимых депутатов

В каждом округе за 4-5 тысяч избирателей в борьбу вступили по 8-10 независимых кандидатов в каждом округе. В результате среднем кандидат от независимых набирает 2-3 тысячи голосов. Это полный провал. В этих раскладах было сделано допущение, что готовых поддержать кандидатов не от власти будет 8-10 тысяч на весь район. Потенциально их существенно больше, но для этого нужны ресурсы на агитацию.

И здесь третья причина: уменьшение количества депутатских мандатов с 12 до 10

При прочих равных это эквивалентно увеличению стоимости прохождения проходного рубежа примерно на 20%, что автоматически ставит в неравное положение кандидатов, не имеющих партийного ресурса. Агитация становится роскошью, соответственно, снижается её эффективность.

Что можно сделать сейчас? Первая и третья причина никуда не денутся. А со всторой ещё есть время поработать. Основной маневр – снизить внутривидовую конкуренцию, чтоб из 8-10 независимых кандидатов осталось реальных пять и не одним больше. Внутренние договоренности, изучение соцопросов или самоотстранение – механизм не важен. Важно, чтобы кандидатов, которые ведут борьбу за голоса избирателей, не желающих видеть чиновников среди депутатов, было ровно пять. А сарафанное радио и потенциальный сюрприз от объединения независимых кандидатов иногда творят чудеса: если каждый второй определившийся голосовать за независимых сагитирует ещё одного «не интересующегося политикой», то это в корне может перевернуть кампанию.