Мы, москвичи, любим наш город. Интересуемся планами развития районов, где мы живем и работаем. И закон дает нам право на участие в градостроительной деятельности. Важнейший механизм учета мнения жителей о развитии города – публичные слушания по проектам планировки территории.

Публичные слушания должны проводиться по любым проектам планировки, затрагивающим общественные интересы. Хочешь построить дом – будь добр представить свой проект на общественное обсуждение, чтобы новый дом не доставил неудобств нынешним жителям района. Желаешь построить дорогу – тем более. Дорога – не точечный, а линейный объект, и влияет на весь район в целом, а иногда – на несколько районов сразу.

В тех случаях, когда проект линейного объекта – дороги или линии метро, затрагивает несколько районов, публичные слушания проводятся во всех этих районах практически одновременно, чтобы архитекторы Москвы могли услышать всю совокупность мнений жителей, которых затрагивает такой проект. Затем, организатор публичных слушаний – Градостроительная земельная комиссия - направляет замечания и предложения жителей разработчикам, которые должны доработать проект с учетом всех мнений жителей.

Естественно, жители районов, находящихся по разные стороны будущей дороги, могут иметь разные точки зрения, поскольку и в буквальном смысле они будут смотреть на объект с разных сторон. Даже коллективное мнение жителей одного района не может считаться объективным. При принятии решений органами исполнительной власти необходимо учитывать и мнение жителей района, находящегося с противоположной стороны от будущей дороги.

Однако, при утверждении проекта планировки магистральной улицы районного значения «Минское шоссе – Внуковское шоссе - Боровское шоссе» правительство Москвы не стремилось к объективному учету мнения жителей. Основное недоумение жителей вызвал транспортный коридор этой дороги в продолжение трассы Солнцево-Бутово-Видное, которую московские чиновники называют дублером МКАД. Если это дублер МКАД, рассудили жители, то почему транзитный транспорт, объезжая МКАД, должен идти непосредственно под окнами домов, а не в объезд? Жители неоднократно обращались в Москомархитектуру, другие органы исполнительной власти с требованием изменить проект, организовать транзитное движение в обход жилых кварталов. В ответ московские чиновники решили построить эту дорогу в обход. Но не в обход жилых домов, а в обход жителей.

Публичные слушания по проекту этой дороги были организованы в соседнем районе Ново-Переделкино, где проходит около 10 процентов маршрута дороги. А в поселении Внуковском, где проходит 90% маршрута, публичные слушания не назначили. Многие жители посчитали, что могут высказать свое мнение в рамках публичных слушаниях, проводимых в соседнем районе. Однако, окружная комиссия ЗАО не признала соседей из Внуковского участниками публичных слушаний в Ново-Переделкино. Не смогли донести свое мнение до чиновников даже те жители деревни Рассказовка, дома которых непосредственно попали под снос в связи со строительством этой дороги.

Как при этом жители могут реализовать свое право на участие в публичных слушаниях? Чиновники заявили, что в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №43-ФЗ проекты планировки линейных объектов, в т.ч. дорог федерального и регионального значения, на территории Новой Москвы утверждаются без проведения публичных слушаний. Но ведь эта дорога – улица районного значения, отвечали им жители Внуковского – и обоснованно требовали проведения публичных слушаний в своем районе.

Полгода возмущенные жители Внуковского ожидали реакции чиновников, рассчитывая в рамках публичных слушаний убедить руководство города пересмотреть проект. И дождались. Вместо проведения публичных слушаний правительство Москвы включило эту улицу районного значения в перечень объектов регионального значения. А затем, меньше чем через неделю, утвердило проект без проведения публичных слушаний, задним числом воспользовавшись упомянутым Федеральным законом №43-ФЗ.

В октябре 2018 года в Ново-Переделкино состоялись публичные слушания по отдельным элементам трассы Солнцево-Бутово-Видное в границах района, при этом на соседних территориях Новой Москвы слушания по проекту опять не проводились. Участники публичных слушаний практически единогласно высказались против предложенного проекта. Решение по изменению проекта дублера МКАД через жилые районы теперь зависит от Москомархитектуры. Удастся ли на этот раз наладить механизм согласования интересов общества и власти, или острый социальный конфликт неизбежен?

Источник: https://vk.com/rgnpsbv